Правдивость речи, клятвы и обеты
Правдивость в отношениях между людьми, особенно между христианами, является божественным повелением (Еф 4:25, Кол 3:9), а обычай говорить правду охарактеризован в Писании как неотъемлемый признак истинного благочестия (Пс 14:1-3). Бог запрещает ложь, обман и злонамеренное искажение истины (Исх 20:16, Лев 19:11). Иисус возводит начало лжи к сатане (Ин 8:44), а те, кто, подобно сатане, лжет с целью нанести ущерб другим людям, сурово осуждаются Писанием (Пс 5:10, Пс 11:2-5, Пс 51:3-6, Иер 9:3-6, Откр 22:15). Единственный способ признать достоинства наших ближних, в коих запечатлен образ Божий, – это признать за ними право на истину. Правдивость является проявлением подлинного уважения к Богу и ближним, основой истинной религии и истинной любви.
В девятой заповеди Бог запрещает лжесвидетельство (Исх 20:16), и, исходя из того принципа, что всякий негативный аспект предполагает существование противоположного ему позитивного (заповедь, запрещающая что-либо делать, тем самым требует от нас делать противоположное), Вестминстерский большой катехизис говорит:
«От нас требуется исполнение следующих обязанностей сохранение и утверждение правдивости в отношениях между людьми, сохранение и утверждение доброго имени нашего ближнего, а также нашего собственного, изложение и отстаивание правды, чистосердечное, искреннее, свободное, ясное и полное высказывание правды, и только правды в суде и везде, где это требуется».
Клятва – это торжественное заявление, при котором Бог призывается в свидетели правдивости утверждения или обещания с правом наказать любое проявление лжи. Писание одобряет клятву в особо ответственных случаях (Быт 24:1-9, Езд 10:5, Неем 5:12 ср. 2 Кор 1:23, Евр 6:13-17). Во времена Реформации анабаптисты отвергали такую практику, что было составной частью их отказа от участия в делах мира сего. Они ссылались на осуждение Иисусом клятв, как если бы это было осуждением клятвы как таковой, а не клятвы лживой, служащей прикрытием истинных намерений клянущегося (Мф 5:33-37 ср. Иак 5:12).
Обеты Богу следует рассматривать как благочестивые клятвы и относиться к ним с такой же серьезностью (Втор 23:21, Екк 5:3-5). То, что заверено клятвой или обетом, следует выполнить любой ценой, чего бы это ни стоило (Пс 14:4 ср. Нав 9:15-18). Бог требует, чтобы мы серьезно относились не только к Его словам, но и к своим собственным. Однако «никто не может давать обет сделать что-либо, запрещенное Словом Божьим, или что-либо, препятствующее выполнению обязанностей, заповеданных в нем» (Вестминстерское исповедание, 22 7).
- Введение
- Предисловие
- Введение в Пятикнижие
- Введение к историческим книгам
- Введение к поэтическим книгам
- Введение к книгам мудрости
- Введение к книгам пророков
- На грани двух заветов
- Введение к Евангелиям и Деяниям апостолов
- Введение к посланиям
- Образ Божий в человеке
- Тело и душа. Два пола
- Грехопадение человека
- Божий завет благодати
- Крещение младенцев
- «Вот имя Мое»: откровение Бога
- Закон Божий
- Слово Божье: Писание как откровение
- Бог есть свет: святость и справедливость Бога
- Три цели закона
- Пророки
- Демоны
- Чудеса
- Правдивость речи, клятвы и обеты
- Сатана
- Общее откровение
- Первородный грех и всеобщая греховность
- Самобытие Бога
- Понимание слова Божьего
- Бог есть любовь: Божественные благость и верность
- Бог-Творец
- Бог видит и знает: божественное всеведение
- Божественное провидение
- Один и три: троичность Бога
- Духовная природа Божества
- Истинное Богопознание
- Свобода и рабство воли
- Вездесущий и всемогущий
- Божия слава
- Премудрость и воля Божии
- Бог царствует: абсолютное всевладычество Божье
- Синкретизм и идолопоклонство
- Ангелы
- Божий замысел: предопределение и предвидение
- Брак и развод
- Учение Иисуса
- Церковная дисциплина и отлучение от церкви
- Законничество
- Последний суд
- Священные установления
- Откровение о божественном призвании: крещение Иисуса
- Грех, не имеющий прощения
- Откровение славы: преображение Иисуса
- Ад
- Рождение Иисуса от девы
- Молитва
- Царство Божье
- Воскресение Иисуса
- Вознесение Иисуса
- Иисус Христос — Бог и Человек
- Возрождение и новое рождение
- Смиренное послушание Иисуса
- Предопределенное искупление
- Утешитель: служение Святого Духа
- Миссия Церкви в мире
- Значение спасения
- Небесное царствование Иисуса
- Вера и дела
- Пастыри и пастырское попечение
- Полнота человеческого естества в Иисусе Христе
- Осознание человечеством своей вины перед Богом
- Искупление
- Крещение
- Избрание и осуждение
- Христиане и государственная власть
- Просвещение и приведение к сознанию
- Освящение: Дух и плоть
- Вечеря Господня
- Любовь
- Воскресение и прославление
- Достоверность Писания
- Оправдание и заслуги
- Усыновление
- Христианская свобода
- Церковь
- Дары и служения
- Христианская семья
- Смерть и бестелесное состояние
- Христиане в этом мире
- Музыка в церкви
- Угождение Богу
- Антиномианизм
- Апостолы
- Сохранение святых
- Второе пришествие Иисуса Христа
- Действенное призвание: составные части обращения
- Посредническое служение
- Авторитет Писания
- Безгрешность Иисуса
- Надежда
- Определение подлинности местных церквей
- Небеса
- Покаяние
- Совесть и закон
- Редакторы, переводчики и.т.д.
- Список сокращений, употребляемых в Новой Женевской учебной Библии