Вера и дела
Вера является средством или орудием спасения. Именно верой христиане получают оправдание перед Богом (Рим 3:26, Рим 4:1-5, Гал 2:16), верой живут на земле (2 Кор 5:7) и укрепляют свою надежду (Евр 10:35-12:3).
Веру нельзя определить ни как уверенное, оптимистическое мировоззрение, ни как пассивную ортодоксию. Вера – это ответ, направленный на Объект веры и определяющий Его Христианская вера – это доверие живому Богу и Его обетованиям, исполненным Иисусом Христом. Это призывная сила Евангелия, поскольку Евангелие может быть воспринято только через благодатную работу Святого Духа. Христианская вера – это личный акт, вовлекающий разум, сердце и волю и направленный к живому Богу а не к идолам или абстрактным идеям.
Веру традиционно рассматривают как состоящую из трех ступеней знания, согласия и доверия. Первой является знание (или знакомство) с Евангелием, вторая – согласие, или распознавание что Евангелие является правдой, третья ступень – доверие, т.е. внутренне осознанное вручение себя Богу. Эти ступени тесно связаны мыслью что христианская вера возможна только в том случае, если Евангелие известно и правда его принята (Рим 10:14). Кальвин определял веру как «твердое и уверенное знание о Божьей милости к нам, основанное на доверии к обещанной во Христе свободе открытое нашему разуму и запечатленное в нашем сердце» (Institutes, III, 27).
Посредством веры мы имеем Христа, исполнившего вместо нас закон. В силу этого мы оправданы через веру, без выполнения закона. Но поскольку вера соединяет нас со Христом, она не бездеятельна и не безжизненна Направленная к Богу и укорененная в Нем, она живет и действует любовью (Гал 5:6), стремясь творить «добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф 2:10). Оправдание дается по одной лишь вере, однако оправдывающая вера не замыкается на себе.
Когда Иаков говорит, что вера без дел мертва, он имеет в виду веру, знающую Евангелие и даже согласную с ним, но ограниченную и неполноценную из-за отсутствия в ней доверия к Богу. Вера, не отмеченная возрастанием и развитием, не приносящая плодов праведности свидетельствует, что она не имеет ничего общего со свободным Божьим даром во Христе, каковым должна являться. Обладающие такой верой не спасут себя утверждением своей самоправедности, поскольку их вера создана их личными усилиями и лишь называется именем Господа (Рим 10:13). Только Бог может спасти, никто сам себя спасти не может (Мк 10:27). Павел отмечает, что добрые дела отнюдь не влияют на возможность спасения, Иаков утверждает, что спасающая вера – это вера, упокоенная в живом Боге.
Даже если мы истинно верим, наши добрые дела никогда не будут совершенными. Они принимаются Богом только благодаря милосердию Христа (Рим 7:13-20, Гал 5:17). Делая угодное Богу, мы этим выражаем свою любовь к Нему, Бог же обещал вознаградить нас за наши дела (Фил 3,12-14;2 Тим 4,7.8). Мы не делаем Бога нашим должником, во всяком случае, не более, чем когда мы впервые поверили в Него. Как заметил Августин, вознаграждая нас, Бог милостиво венчает Свои же собственные дары.
- Введение
- Предисловие
- Введение в Пятикнижие
- Введение к историческим книгам
- Введение к поэтическим книгам
- Введение к книгам мудрости
- Введение к книгам пророков
- На грани двух заветов
- Введение к Евангелиям и Деяниям апостолов
- Введение к посланиям
- Образ Божий в человеке
- Тело и душа. Два пола
- Грехопадение человека
- Божий завет благодати
- Крещение младенцев
- «Вот имя Мое»: откровение Бога
- Закон Божий
- Слово Божье: Писание как откровение
- Бог есть свет: святость и справедливость Бога
- Три цели закона
- Пророки
- Демоны
- Чудеса
- Правдивость речи, клятвы и обеты
- Сатана
- Общее откровение
- Первородный грех и всеобщая греховность
- Самобытие Бога
- Понимание слова Божьего
- Бог есть любовь: Божественные благость и верность
- Бог-Творец
- Бог видит и знает: божественное всеведение
- Божественное провидение
- Один и три: троичность Бога
- Духовная природа Божества
- Истинное Богопознание
- Свобода и рабство воли
- Вездесущий и всемогущий
- Божия слава
- Премудрость и воля Божии
- Бог царствует: абсолютное всевладычество Божье
- Синкретизм и идолопоклонство
- Ангелы
- Божий замысел: предопределение и предвидение
- Брак и развод
- Учение Иисуса
- Церковная дисциплина и отлучение от церкви
- Законничество
- Последний суд
- Священные установления
- Откровение о божественном призвании: крещение Иисуса
- Грех, не имеющий прощения
- Откровение славы: преображение Иисуса
- Ад
- Рождение Иисуса от девы
- Молитва
- Царство Божье
- Воскресение Иисуса
- Вознесение Иисуса
- Иисус Христос — Бог и Человек
- Возрождение и новое рождение
- Смиренное послушание Иисуса
- Предопределенное искупление
- Утешитель: служение Святого Духа
- Миссия Церкви в мире
- Значение спасения
- Небесное царствование Иисуса
- Вера и дела
- Пастыри и пастырское попечение
- Полнота человеческого естества в Иисусе Христе
- Осознание человечеством своей вины перед Богом
- Искупление
- Крещение
- Избрание и осуждение
- Христиане и государственная власть
- Просвещение и приведение к сознанию
- Освящение: Дух и плоть
- Вечеря Господня
- Любовь
- Воскресение и прославление
- Достоверность Писания
- Оправдание и заслуги
- Усыновление
- Христианская свобода
- Церковь
- Дары и служения
- Христианская семья
- Смерть и бестелесное состояние
- Христиане в этом мире
- Музыка в церкви
- Угождение Богу
- Антиномианизм
- Апостолы
- Сохранение святых
- Второе пришествие Иисуса Христа
- Действенное призвание: составные части обращения
- Посредническое служение
- Авторитет Писания
- Безгрешность Иисуса
- Надежда
- Определение подлинности местных церквей
- Небеса
- Покаяние
- Совесть и закон
- Редакторы, переводчики и.т.д.
- Список сокращений, употребляемых в Новой Женевской учебной Библии