Антиномианизм
Антиномианизмом (что можно перевести как «отрицание закона») называется определенная система взглядов, отрицающая, что изложенный в Писании Божий закон должен непосредственно направлять христианскую жизнь.
Дуалистический антиномианизм впервые появляется в гностической ереси, против которой выступали апостолы Иуда и Петр (2 Пет 2, Иуд 1:4-19). Согласно гностикам, спасение предназначено только для души; а все, что связано с человеческим телом, Богу безразлично и не имеет отношения к здоровью души. Поэтому неважно, сколь безнравственна и порочна жизнь человека, – его поведение не имеет никакого значения.
Духоцентричный антиномианизм настолько полагается на внутренние побуждения от Святого Духа, что отрицает всякую необходимость в изучении закона с целью узнать, как следует жить. Свобода от закона как средства спасения интерпретируется как свобода от закона – нормы поведения. В первые 150 лет эпохи Реформации доминировал этот вид антиномианизма. Очевидно, что и Коринфская церковь познала это заблуждение, поскольку Павел настойчиво убеждал коринфян, что истинно духовная личность должна признавать авторитет Слова Божьего (1 Кор 14:37 ср. 1 Кор 7:40).
Другая разновидность антиномианизма исходит из утверждения, что Бог не видит грехов верующих, потому что они находятся во Христе, Который исполнил закон за них. Отсюда они делали ложный вывод, будто их дела не имеют реального значения при условии, что они сохраняют свою веру. Однако в 1 Ин 1:8-2:1, 1 Ин 3:4-10 утверждается прямо противоположное и указывается, что невозможно пребывать во Христе и в то же время избирать грех как образ жизни. Диспенсационный антиномианизм (от английского слова «диспенсейшн», означающего освобождение от обязанности соблюдать какое-либо правило) придерживается взгляда, что соблюдение нравственного закона не представляет для христиан какой-либо необходимости, поскольку они живут не под законом, но, напротив, освобождены от закона благодатью. Однако Рим 3:31, 1 Кор 6:9-11 ясно указывают на то, что соблюдение закона по-прежнему остается обязанностью христиан.
Ситуационный антиномианизм заявляет, что если мотивацией и движущей силой поступков является любовь, – то это все, чего Бог требует от христиан, а повеления Десяти заповедей и других этических частей Писания, включая предписанные Самим Богом, являются не более чем правилами любви, которыми любовь может в любой момент пренебречь. Но Послание к римлянам (Рим 13:8-10) учит как раз тому, что любовь как движущий мотив – это необходимое условие для исполнения конкретных заповедей. Закон Божий разоблачает и отвергает как ложную любовь, которая не признает своей ответственности перед Богом и ближними.
Нравственный закон, как он представлен в Десяти заповедях и в Библии в целом, является выражением Божьей праведности и дан, чтобы стать кодексом поведения народа Божьего во все времена. Закон не противопоставляется Божьей любви и милосердию, но являет их в действии. Дух дает христианам силу соблюдать закон, все более и более уподобляя нас Христу – единственному Исполнителю закона (Мф 5:17).
- Введение
- Предисловие
- Введение в Пятикнижие
- Введение к историческим книгам
- Введение к поэтическим книгам
- Введение к книгам мудрости
- Введение к книгам пророков
- На грани двух заветов
- Введение к Евангелиям и Деяниям апостолов
- Введение к посланиям
- Образ Божий в человеке
- Тело и душа. Два пола
- Грехопадение человека
- Божий завет благодати
- Крещение младенцев
- «Вот имя Мое»: откровение Бога
- Закон Божий
- Слово Божье: Писание как откровение
- Бог есть свет: святость и справедливость Бога
- Три цели закона
- Пророки
- Демоны
- Чудеса
- Правдивость речи, клятвы и обеты
- Сатана
- Общее откровение
- Первородный грех и всеобщая греховность
- Самобытие Бога
- Понимание слова Божьего
- Бог есть любовь: Божественные благость и верность
- Бог-Творец
- Бог видит и знает: божественное всеведение
- Божественное провидение
- Один и три: троичность Бога
- Духовная природа Божества
- Истинное Богопознание
- Свобода и рабство воли
- Вездесущий и всемогущий
- Божия слава
- Премудрость и воля Божии
- Бог царствует: абсолютное всевладычество Божье
- Синкретизм и идолопоклонство
- Ангелы
- Божий замысел: предопределение и предвидение
- Брак и развод
- Учение Иисуса
- Церковная дисциплина и отлучение от церкви
- Законничество
- Последний суд
- Священные установления
- Откровение о божественном призвании: крещение Иисуса
- Грех, не имеющий прощения
- Откровение славы: преображение Иисуса
- Ад
- Рождение Иисуса от девы
- Молитва
- Царство Божье
- Воскресение Иисуса
- Вознесение Иисуса
- Иисус Христос — Бог и Человек
- Возрождение и новое рождение
- Смиренное послушание Иисуса
- Предопределенное искупление
- Утешитель: служение Святого Духа
- Миссия Церкви в мире
- Значение спасения
- Небесное царствование Иисуса
- Вера и дела
- Пастыри и пастырское попечение
- Полнота человеческого естества в Иисусе Христе
- Осознание человечеством своей вины перед Богом
- Искупление
- Крещение
- Избрание и осуждение
- Христиане и государственная власть
- Просвещение и приведение к сознанию
- Освящение: Дух и плоть
- Вечеря Господня
- Любовь
- Воскресение и прославление
- Достоверность Писания
- Оправдание и заслуги
- Усыновление
- Христианская свобода
- Церковь
- Дары и служения
- Христианская семья
- Смерть и бестелесное состояние
- Христиане в этом мире
- Музыка в церкви
- Угождение Богу
- Антиномианизм
- Апостолы
- Сохранение святых
- Второе пришествие Иисуса Христа
- Действенное призвание: составные части обращения
- Посредническое служение
- Авторитет Писания
- Безгрешность Иисуса
- Надежда
- Определение подлинности местных церквей
- Небеса
- Покаяние
- Совесть и закон
- Редакторы, переводчики и.т.д.
- Список сокращений, употребляемых в Новой Женевской учебной Библии