Оправдание и заслуги
Учение об оправдании, вызвавшее наибольшие споры во времена Реформации, являлось центром благовестия апостола Павла (Рим 1:17, Рим 3:21-5:21, Гал 2:15, Гал 5:1) определяя направленность его проповедей (Деян 13:38-39) и его личную духовную жизнь (2 Кор 5:13-21, Флп 3:4-14). Другие авторы Нового Завета излагают в сущности эту же доктрину, однако протестанты которые утверждают и защищают ее на протяжении уже почти пяти веков, заимствуют свои термины преимущественно у Павла.
Оправдание – Божественный акт, в результате которого Бог прощает грешников и принимает их как праведников ради Христа, налаживая таким образом с ними прерванные из-за грехопадения отношения. Этот оправдательный приговор является Божьим даром праведности (2 Кор 5:21).
Вынесение Богом оправдательного приговора может казаться странным, ибо провозглашение грешников праведными предстает как абсолютно несправедливое действие судьи, а подобное запрещено Божьим законом (Втор 25:1, Прит 17:15). Но фактически это справедливый приговор, потому что он основан на праведности Иисуса Христа. Как «последний Адам» (1 Кор 15:45) Христос от нашего имени подчинился связывавшему нас закону и претерпел воздаяние за беззаконие которое должно было постигнуть нас, и таким образом оправдал нас. Поэтому мы оправданы справедливо (Рим 3:25-26), и праведность Христа была записана на наш счет (Рим 5:18-19).
Оправдательное решение вынесенное Богом, – это суд последнего дня, который определит, где мы будем проводить вечность, но перенесенный в настоящее и провозглашаемый здесь и сейчас. Это последний суд, имеющий важное значение для нашей вечной участи, Бог никогда уже не вернется к его пересмотру, хотя сатана может апеллировать к Богу за вынесенный вердикт (Зах 3:1, Откр 12:10, Рим 8:33-34). Быть оправданным – значит быть в вечной безопасности (Рим 5:1-8,30).
Необходимым условием или средством оправдания является личная вера в Иисуса Христа как распятого Спасителя и воскресшего Господа (Рим 4:23-25, Рим 10:8-13). Вера необходима, потому что основание нашего оправдания – Христос. Когда мы в вере предаем себя Иисусу, Он дает нам Свой дар праведности, так что в самом акте заключения завета со Христом, как определяли это старые реформатские учители, мы получаем Божье прощение, которого не могли бы получить каким-либо иным путем, Бог принимает нас (Гал 2:15-16, Гал 3:24).
Историческое римско-католическое богословие включает в определение оправдания также понятие освящения, а само оправдание рассматривает, скорее, как процесс, чем как единократное событие с решающим результатом. Католики также утверждают, что для принятия нас Богом наряду с верой важны наши дела искупления и наши заслуги. Рим рассматривает крещение как канал, по которому передается освящающая благодать нашего первичного оправдания. А таинство покаяния, посредством которого через дела искупления зарабатываются сопутствующие заслуги, – как дополнительное средство восстановления Божьей благодати, утраченной в результате совершения смертного греха. Поэтому, согласно взглядам католиков, верующие сами спасают себя с помощью благодати, исходящей от Христа и передаваемой посредством системы церковных таинств. Реформатское богословие полагает, что такое понимание спасения искажает смысл доктрины, что только Божия благодать как безвозмездный дар может спасти тех, кто не заслуживает спасения. Павел учил, что все люди «лишены славы Божьей» и спасти их может только благодать Божия.
- Введение
- Предисловие
- Введение в Пятикнижие
- Введение к историческим книгам
- Введение к поэтическим книгам
- Введение к книгам мудрости
- Введение к книгам пророков
- На грани двух заветов
- Введение к Евангелиям и Деяниям апостолов
- Введение к посланиям
- Образ Божий в человеке
- Тело и душа. Два пола
- Грехопадение человека
- Божий завет благодати
- Крещение младенцев
- «Вот имя Мое»: откровение Бога
- Закон Божий
- Слово Божье: Писание как откровение
- Бог есть свет: святость и справедливость Бога
- Три цели закона
- Пророки
- Демоны
- Чудеса
- Правдивость речи, клятвы и обеты
- Сатана
- Общее откровение
- Первородный грех и всеобщая греховность
- Самобытие Бога
- Понимание слова Божьего
- Бог есть любовь: Божественные благость и верность
- Бог-Творец
- Бог видит и знает: божественное всеведение
- Божественное провидение
- Один и три: троичность Бога
- Духовная природа Божества
- Истинное Богопознание
- Свобода и рабство воли
- Вездесущий и всемогущий
- Божия слава
- Премудрость и воля Божии
- Бог царствует: абсолютное всевладычество Божье
- Синкретизм и идолопоклонство
- Ангелы
- Божий замысел: предопределение и предвидение
- Брак и развод
- Учение Иисуса
- Церковная дисциплина и отлучение от церкви
- Законничество
- Последний суд
- Священные установления
- Откровение о божественном призвании: крещение Иисуса
- Грех, не имеющий прощения
- Откровение славы: преображение Иисуса
- Ад
- Рождение Иисуса от девы
- Молитва
- Царство Божье
- Воскресение Иисуса
- Вознесение Иисуса
- Иисус Христос — Бог и Человек
- Возрождение и новое рождение
- Смиренное послушание Иисуса
- Предопределенное искупление
- Утешитель: служение Святого Духа
- Миссия Церкви в мире
- Значение спасения
- Небесное царствование Иисуса
- Вера и дела
- Пастыри и пастырское попечение
- Полнота человеческого естества в Иисусе Христе
- Осознание человечеством своей вины перед Богом
- Искупление
- Крещение
- Избрание и осуждение
- Христиане и государственная власть
- Просвещение и приведение к сознанию
- Освящение: Дух и плоть
- Вечеря Господня
- Любовь
- Воскресение и прославление
- Достоверность Писания
- Оправдание и заслуги
- Усыновление
- Христианская свобода
- Церковь
- Дары и служения
- Христианская семья
- Смерть и бестелесное состояние
- Христиане в этом мире
- Музыка в церкви
- Угождение Богу
- Антиномианизм
- Апостолы
- Сохранение святых
- Второе пришествие Иисуса Христа
- Действенное призвание: составные части обращения
- Посредническое служение
- Авторитет Писания
- Безгрешность Иисуса
- Надежда
- Определение подлинности местных церквей
- Небеса
- Покаяние
- Совесть и закон
- Редакторы, переводчики и.т.д.
- Список сокращений, употребляемых в Новой Женевской учебной Библии